Ключевые
слова:
Как человек получает информацию
Каждый день вы узнаёте что-то,
чего не знали раньше, — получаете новую
информацию.
Информация — это знания, получаемые вами в
школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости,
которые вы слышите по радио или от людей.
Окружающий нас мир — мир информации. Первичную информацию об окружающем мире — о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах,
физических свойствах предметов — люди и другие живые
существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания,
обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.
Просмотрите анимацию: Классификация информациипо способу её восприятия людьми
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем
буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму,
размеры и расположение предметов.
Но можем ли мы полностью
доверять своим органам чувств? Взгляните на рис. 1. Что вы можете сказать о
размере и форме представленных на этом рисунке фигур?
Скорее всего, вы заметили
различия там, где их на самом деле нет. Убедитесь в этом, воспользовавшись
линейкой.
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена виртуальная лаборатория Оптические иллюзии. Рекомендуем поработать с этим ресурсом, выполнить
необходимые измерения виртуальными инструментами.
Для получения более точной информации в дополнение к
органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:
линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и
т. д.
Виды информации по форме представления
Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами чувств. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах (табл. 1).
Действия с информацией
Потребность
человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи,
письменности, изобразительного и музыкального искусства.
Важную
для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою
память, то и записать, например, в записную книжку — сохранить.
Люди обдумывают полученную
информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают
информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка
на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка
пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки
информации.
Человек постоянно совершает
действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой
информации.
Чтение газеты, заучивание
правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование —
это действия человека с информацией. А вот, например, приготовление обеда —
это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить ка- кое-то блюдо,
необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится
вкусно и полезно. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе
информации о том, как это делается.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Информация — это сведения
об окружающем нас мире.
Человек
получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса,
осязания и обоняния.
Виды
информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая,
видеоинформация.
Человек
постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и
обработкой информации.
Домашнее задание:
П. 1
1.
Расскажите, что вы знаете об информации.
2.
Назовите чувства и органы чувств человека, с
помощью которых он получает следующие виды информации:
1)
зрительную информацию;
2)
звуковую информацию;
3)
вкусовую информацию;
4)
обонятельную информацию;
5)
осязательную информацию.
3.
Животные также получают информацию с помощью
своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных
животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние,
осязание) является наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина;
крота?
Вам
будет легче ответить на этот вопрос после просмотра анимации «Восприятиеинформации животными через органы чувств»,
размещённой в Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).
4.
Являются ли перечисленные действия действиями с
информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по
математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку
зрения.
5.
Является ли покраска стен примером действия с
информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с
информацией.
6.
Какая информация нужна человеку, приступающему к
ремонту квартиры?
Можно ли
информацию потерять? Приведите примеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий