Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год — «3». У Алексеевой по математике оценка за год — «5». У Дроздова по природоведению оценка за год — «5». У Галкина по природоведению оценка за год — «5». У Прозоровой по литературе оценка за год — «5». У Радугиной по математике оценка за год — «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год — «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год — «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5». У Алексеевой по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по математике оценка за год — «5». У Мухина по математике оценка за год — «3». У Мухина по русскому языку оценка за год — «3». У Прозоровой по математике оценка за год — «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год — «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4». У Галкина по русскому языку оценка за год — «4». У Радугиной по природоведению оценка за год — «4». У Галкина по литературе оценка за год — «4». У Радугиной по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по литературе оценка за год — «4». У Галкина по математике оценка за год — «3». У Прозоровой по природоведению оценка за год — «5». У Мухина по природоведению оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1) Об оценках скольких учеников говорится в этом
тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придётся перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
Фамилия
|
Предмет
| |||
Русский язык
|
Литература
|
Математика
|
Природоведение
| |
Алексеева
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Галкин
|
4
|
4
|
3
|
5
|
Дроздов
|
4
|
4
|
5
|
5
|
Мухин
|
3
|
3
|
3
|
4
|
Прозорова
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Радугина
|
4
|
5
|
4
|
4
|
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки.
На уроках природоведения вы заполняли таблицу — календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное расписание уроков.
Таблица — простая и удобная форма представления однотипной информации.
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
— О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение
Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки граф — их имена.
Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки граф — их имена.
Фамилия
|
Имя
| |||
Алик
|
Володя
|
Миша
|
Юра
| |
Балашов
| ||||
Петров
| ||||
Лунин
| ||||
Симонов
|
То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и графы «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» играфы «Алик».
Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и графы «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и графе «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и графы «Алик». Таблица приобретёт вид:
Фамилия
|
Имя
| |||
Алик
|
Володя
|
Миша
|
Юра
| |
Балашов
|
-
|
-
|
-
| |
Петров
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Лунин
|
-
|
-
| ||
Симонов
|
-
|
Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках графы «Юра»). Из первой графы таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»), Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и графы «Володя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин:
Фамилия
|
Имя
| |||
Алик
|
Володя
|
Миша
|
Юра
| |
Балашов
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Петров
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Лунин
|
-
|
+
|
-
|
-
|
Симонов
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов.
Советую посмотреть:
Представление информации в форме таблиц
Табличный способ решения задач
Советую посмотреть:
Представление информации в форме таблиц
Табличный способ решения задач
Самое главное
Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки однотипной информации.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
Вопросы и задания
1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?
2. Из условия задачи «Летние каникулы» выясните, чем занимался каждый из друзей летом.
3. Какие заголовки можно дать графам таблицы:
а) «Домашняя библиотека»;
б) «Имя существительное»;
в) «Ученики нашего класса»?
4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий