Таблицы

Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год — «3». У Алексеевой по математике оценка за год — «5». У Дроздова по природоведению оценка за год — «5». У Гал­кина по природоведению оценка за год — «5». У Прозоро­вой по литературе оценка за год — «5». У Радугиной по математике оценка за год — «4». У Алексеевой по приро­доведению оценка за год — «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год — «4». У Алексеевой по русскому язы­ку оценка за год — «5». У Алексеевой по литературе оцен­ка за год — «5». У Дроздова по математике оценка за год — «5». У Мухина по математике оценка за год — «3». У Мухина по русскому языку оценка за год — «3». У Прозоровой по математике оценка за год — «5». У Про­зоровой по русскому языку оценка за год — «5». У Радуги­ной по русскому языку оценка за год — «4». У Галкина по русскому языку оценка за год — «4». У Радугиной по при­родоведению оценка за год — «4». У Галкина по литера­туре оценка за год — «4». У Радугиной по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по литературе оценка за год — «4». У Галкина по математике оценка за год — «3». У Прозоровой по природоведению оценка за год — «5». У Мухина по природоведению оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1)   Об оценках скольких учеников говорится в этом
тексте?
2)    По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3)    Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4)    Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придётся перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.

Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же ин­формацию:

Фамилия
Предмет
Русский язык
Литература
Математика
Природо­ведение
Алексеева
5
5
5
5
Галкин
4
4
3
5
Дроздов
4
4
5
5
Мухин
3
3
3
4
Прозорова
5
5
5
5
Радугина
4
5
4
4
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки.
На уроках природоведения вы заполняли таблицу — календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное распи­сание уроков.
Таблица — простая и удобная форма представления однотипной информации.
Переход от текстовой формы представления информа­ции к табличной часто помогает решать достаточно труд­ные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей — Алик, Воло­дя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчи­ки оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
    Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
   О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь по­тягаться в плавании с тобой и Аликом.
    Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень по­нравился. А Симонов обещал показать товарищам со­бранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение
Составим таблицу, где заголовки строк — это фами­лии друзей, а заголовки граф — их имена.
Составим таблицу, где заголовки строк — это фами­лии друзей, а заголовки граф — их имена.
Фамилия
Имя
Алик
Володя
Миша
Юра
Балашов




Петров




Лунин




Симонов





То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и графы «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячей­ке, расположенной на пересечении строки «Балашов» играфы «Алик».
 Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и графы «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и графе «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно по­ставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и графы «Алик». Таблица приобретёт вид:

Фамилия
Имя
Алик
Володя
Миша
Юра
Балашов
-
-
-

Петров
-
-
+
-
Лунин
-

-

Симонов


-


Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках графы «Юра»). Из пер­вой графы таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»), Единственная пус­тая ячейка на пересечении строки «Лунин» и графы «Воло­дя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин:
Фамилия
Имя
Алик
Володя
Миша
Юра
Балашов
-
-
-
+
Петров
-
-
+
-
Лунин
-
+
-
-
Симонов
+
-
-
-

Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Воло­ди — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов.


Советую посмотреть:
Представление информации в форме таблиц
Табличный способ решения задач

Самое главное

Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки однотипной инфор­мации.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.

 Вопросы и задания

1.  В каких ситуациях удобно представлять информа­цию в виде таблицы?
2.  Из условия задачи «Летние каникулы» выясните, чем занимался каждый из друзей летом.
3.  Какие заголовки можно дать графам таблицы:
а)  «Домашняя библиотека»;
б)  «Имя существительное»;
в)  «Ученики нашего класса»?
4.   В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся моло­ко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувши­ном и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В ка­ком сосуде находится каждая из жидкостей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий