§ 1.13. Изменение формы представления информации

Систематизация информации

Представьте себе большую кучу беспорядочно сложен­ных книг, журналов, фотографий, магнитофонных кас­сет. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?
В первую очередь, все эти вещи могут быть разделены по определённым признакам на группы. Например, фото­графии — отдельно, книги — отдельно, кассеты — тоже отдельно. Это деление по признаку «форма представления информации».
В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2000 года) и новые (изданные в 2000 году и позднее).
Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и так далее). Систематизированы по те­мам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиоте­ке, товары в магазине, поезда в расписании и так далее.
Пример. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать раз­личными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) объекты и при­родные объекты. Последние, в свою очередь, можно разделить на неживые и живые объекты и так далее.
Для облегчения поиска внутри каждого блока инфор­мация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается).
Чаще всего используются следующие виды сорти­ровки:
    по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);
    по номерам (в порядке возрастания или убывания чи­сел);
    в хронологической последовательности (по дате и вре­мени).
Например, в алфавитном порядке составляется список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологи­ческой последовательности изучаются события на уроках истории.
Ещё один важный вид обработки информации — по­иск. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Поиск информации — это и обращение в справоч­ную службу (09) для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку — это тоже поиск информации.
Существуют целые организации и службы, создан­ные с целью поиска информации. Так, космические спут­ники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные об­рабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы во­время оказать необходимую помощь пострадавшим.



 
Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации — телефонном справочнике, сло­варе, энциклопедии, сети Интернет. Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, — телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на анг­лийский язык, годы жизни полководца Суворова, стои­мость нужной вам модели роликовых коньков.
Если информация в хранилище систематизирована, то её поиск осуществляется достаточно быстро.
Важным видом обработки информации является изме­нение формы её представления. Мы изменяли форму представления информации, когда занимались её кодиро­ванием. На уроках математики, отмечая на координатном луче точки, вы изменяете форму представления информации с числовой на графическую. Осуществляя на уроках иностранного языка перевод слов, предложений и текстов, вы также изменяете форму представления информации. С текстовой на графическую изменяется форма пред­ставления информации, когда вы рисуете иллюстрации к произведениям, изучаемым на уроках литературы.
Если идёт ремонт дороги, и проезд по ней временно закрыт, то сообщать об этом водителям можно словами «Проезд запрещён», а можно поставить дорожный знак,
имеющий такой же смысл. В первом случае на месте ремонтных работ должны день и ночь дежурить люди, а во втором — просто стоит дорожный знак. Это гораздо удобнее.
Следует понимать, что выбор формы представления информации зависит от цели, ради которой это представле­ние осуществляется.
Изменение формы представления информации — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.

Самое главное

Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

 Вопросы и задания

1.  Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведи­те примеры.
2.   Приведите примеры информации, отсортированной:
а) по алфавиту; б) в порядке убывания; в) в хронологи­ческой последовательности.
3.   Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.
4.   Почему приходится переходить от одной формы пред­ставления информации к другой? Приведите пример.
5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.
1)   Солнце, воздух, ветер, почва;
2)   автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
3)   стол, стул, диван, шкаф;
4)   автомобиль, самолёт, стул, стол;
5)  человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
б)  кот, собака, корова, кролик;
7)   сантиметр, дециметр, метр, километр;
8)   сандалии, валенки, туфли, сапоги;
9)   весна, река, рука, яблоня;
10)   приставка, корень, суффикс, окончание;
11)   подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
12) глагол, существительное, прилагательное, местоимение;
      13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;
      14)   сканер, клавиатура, мышь, джойстик;
      15)   хранение, передача, обработка.
6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.
                        1) 2, 3, 6, 7, 11;
2)   18, 12, 3, 29, 45, 28;
3)   10, 20, 30, 36, 40, 50;
4)    72, 62, 52, 45, 32, 82;
5)   24, 29, 22, 37, 25, 28;
6)   1, 2, 3, 5, 6, 7.

7. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.
Государство
Столица
1


2


3


4


5



Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.
Столица
Государство
1


2


3


4


5




8. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой.
1492 г. Создание самого первого компьютера. 1961 г. Создание первого отечественного компьютера. 1957 г. Открытие радиосвязи. 1946 г. Первый полет человека в космос. 1951 г. Принятие христианства на Руси. 988 г. Первое упоминание в летописи о Москве. 1895 в. Начало Великой Отечественной войны. 1941 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.
1147 г. Открытие Колумбом Америки.
Перепишите события в хронологической последова­тельности.
Год
Событие
































Комментариев нет:

Отправить комментарий