В мире кодов

Чтобы просматривать электронные книги  установите на вашем компьютере бесплатную программу (если её нет) Adobe Reader c сайта http://www.softportal.com/software-394-adobe-reader.html

Презентацию к уроку читайте файл В мире кодов

В мире кодов 

Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код — это система условных знаков для представле­ния информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране использует­ся код — русский язык. Код ис­пользуется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих).
С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки:


В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавли­ваются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от
уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111.

Пример 1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве её порядковый номер в алфавите. 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
1
2
3
4
5
6
7
8
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
9
10
11
12
13
14
15
16
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
17
18
19
20
21
22
23
24
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
25
26
27
28
29
30
31
32
Я
33

Тогда скороговорка
ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ
в закодированном виде будет выглядеть так:
16 20 20 16 17 16 20 1 12 16 17 29 20 17 29 13 30 1716 1716 13 32 13 6 20 10 20
Пример 2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следую­щей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. В этом случае исходное сообщение
АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ 
примет вид:
БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ

Вопросы и задания
  • Что вы понимаете под кодированием информации?
  • С какой целью люди кодируют информацию?
  • Что можно назвать кодом?
  • Составьте ребус для одного из следующих слов:информация, кодирование, хранение, передача, обработка.
  • Какие знаки используются для представления информации при:
                        а) записи арифметических выражений;
                        б) записи мелодий;
                        в) записи звуков речи;
                        г) оформлении календаря погоды;
                        д) управлении движением транспорта?

По желанию
Декодируйте пословицы
Первая.
12, 16, 15, 25, 10, 13
05, 06, 13, 16
04, 21, 13, 33, 11
19, 14, 06, 13, 16
Вторая.
02, 06, 09
20, 18, 21, 05, 01
15, 06
03, 29, 13, 16, 03, 10, 26, 28
18, 29, 02, 12, 21
10, 09

17, 18, 21, 05, 01
третья.
21, 25, 06, 15, 28, 06
19, 03, 06, 20
15, 06, 21, 25, 06, 15, 28, 01
20, 28, 14, 01
Четвертая.
15, 06
10, 14, 06, 11
19, 20, 16
18, 21, 02, 13, 06, 11
10, 14, 06, 11
19, 20, 16
05, 18, 21, 09, 11

Материалы взяты из учебника Босовой Н.





1 комментарий: